7 апреля 2020

COVID-19: Меры профилактики коронавируса
в стоматологической клинике

Безопасность пациента должно быть базовым требованием клиники к себе. Идет ли распространение коронавируса по всему миру или эпидемия гриппа в конкретном городе - стоматологическая клиника должна применять ряд процедур, о которых мы сейчас поговорим.
СОДЕРЖАНИЕ
В клинике должны присутствовать процесс регулярной системы безопасности пациента и отдельный процесс на случай возникновения вирусной активности в месте присутствия клиники.

Рассмотрим стандартную работу клиники. Чем должен отличаться процесс приема пациентов в период эпидемии?
Регулярные процедуры в клинике
Безвредный микроклимат
Каждая клиника снабжена климатической системой, в которой идет обработка воздуха с улицы. Как правило это поэтапная система обработки, в которой используются специальные фильтры с последующей дезинфекцией (об этом - ниже). Системы кондиционирования и увлажнения воздуха, используемые для создания микроклимата, относятся к потенциально опасным объектам в отношении распространения инфекционных заболеваний, прежде всего легионеллеза. Клиника должна помнить об этом, давать информацию пациентам об этом - как минимум на сайте клиники - с указанием сроков проверки системы, а в идеале с замерами снаружи и внутри клиники (хоть это и кажется избыточным). Для поддержания реальной работы климатической системы требуется проводить пробы ежеквартально (точками отбора проб являются внутренний блок сплит-системы и контур системы центрального кондиционирования). При выявлении возбудителя в концентрации, превышающей допустимые значения (104 КОЕ/л), необходимо проведение дополнительных дезинфекционных мероприятий с применением дезинфицирующих средств, обладающих выраженным бактерицидным действием и способных к разрушению микробных биопленок.
Ведь в этом случае, помимо защиты пациента, мы заботимся о нашем самом главном ресурсе - персонале клиники, который находится в ней бОльшую часть времени.


Бактерицидные облучатели воздуха закрытого и открытого типа
Открытый тип облучателей подразумевает открытое расположение ультрафиолетовой лампы. Минус их использования в том, что из-за открытого воздействия ультрафиолета, такие приборы нельзя использовать в присутствии людей. Положительная свойство - полная дезинфекция помещения (как воздуха, так и поверхностей). Применение такого типа устройств требует от клиники отлаженного регулярного процесса применения.
Облучатели закрытого типа - рециркуляторы. В данном приборе воздух при помощи вентиляторов загоняется в закрытый корпус, в котором происходит его облучение ультрафиолетом, после чего обеззараженный воздух попадает обратно в помещение. Это позволяет применять устройство в присутствии людей, не оказывая на них вредного влияния. Они бывают как в стационарном (настенного крепления), так передвижном виде. Передвижные можно использовать в целях экономии средств для поэтапного обеззараживания нескольких помещений.

Бахилы
Все клиники используют бахилы - это стало приятной нормой для любого учреждения, но многие забывают, что зимой и при плохих погодных условиях лучше использовать бахилы с двойным дном. Надежность, комфорт и безопасность бахил с двойной подошвой реализована за счет усиленных сваренных швов по всей длине. Отсутствие микропор и двухслойное полиэтиленовое дно исключает проникновение грязи, влаги и инфекций даже при ношении в тяжелой обуви с глубокими протекторами.
Если у вас есть детское отделение - не забудьте про бахилы с меньшим размером. Они не будут слетать с ноги маленького пациента.
Как проверить бахилы:
1. Взвешиванием одной пары бахил на ювелирных весах - более прочными, способными выдержать долгую носку, будут изделия весом от 4 г. Бахилы премиум класса, суперпрочные, весят от 6 г.
2. Положить внутрь гирю весом около 4 кг, шов должен держать вес, сами бахилы не прорываться.
ЛАЙФХАК
Санитайзеры
Расположение санитайзеров является не менее важным, чем их содержимое. Обязательно повесьте санитайзер при входе в клинику в районе расположения бахил или гардеробной. Табличка с указанием, что нужно сначала воспользоваться санитайзером, а только потом снять верхнюю одежду и надеть бахилы поможет Вашему пациенту не пронести вирус по всей клинике.
Проверяйте наполняемость санитайзеров в санузлах - про этот момент иногда забывается в круговороте дел. В целом - регулярная проверка чистоты и дезинфекции уборной, а также наличие мыла, туалетной бумаги и полотенец для рук является важным критерием, показывающим реальную заботу клиник о своих пациентах.
Наличие памятки по порядку использования средств гигиены будет немаловажным - часто пациенты не знают в какой последовательности нужно применять санитайзер и мыло, выбирают только один из предложенных вариантов.

Повесьте санитайзер на выходе из кабинета врача, а над ним - памятку с рекомендациями по посещению стоматологии (можем выслать по запросу). Врач на выходе демонстративно использует санитайзер сам и рекомендует обработать руки пациенту. Тем самым вы приучите персонал к регулярному применению санитайзера в работе. А врач, подведя пациента к санитайзеру над которым висит плакат, обратит внимание пациента на нужную для Вас информацию о необходимости постоянного посещения клиники.
ЛАЙФХАК
Дезинфекция помещений
Влажная уборка помещений: протирка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей - должна осуществляться не менее двух раз в день (в том числе по окончании работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Не реже одного раза в неделю во всех помещениях должна быть проведена генеральная уборка.
Предпочтение следует отдавать тем дезинфицирующим средствам, которые могут использоваться для проведения дезинфекции с экспозицией не более 60 минут при проведении обработки поверхностей методом протирания при бактериальных и вирусных инфекциях. Оптимальными по своим эксплуатационным характеристикам считаются дезинфицирующие средства из группы катионных поверхностно-активных веществ (КПАВ), включающие четвертичные аммониевые соединения (ЧАС), кислородосодержащие средства, третичные амины, производные гуанидина — их широко применяют для обеззараживания поверхностей в помещениях, жесткой мебели, оборудования по режиму, обеспечивающему гибель грамотрицательных и грамположительных бактерий.
Нужно не забывать об обработки ручек! Как правило - это основное место разноса заболевания.

Дезинфекция кабинета
Зона лечения, где должен соблюдаться самый высокий уровень гигиены. Стерилизация стоматологических инструментов, замена всех одноразовых предметов и индивидуальных средств защиты (перчаток и т.д.).
Граница зоны лечения: поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебную установку, микроскоп, пустеры, индивидуальные стаканы (поильники), шпатели и чашки для замеса оттискного материала и т.д. Обработка и дезинфекция поверхностей в этих зонах проводится после каждого пациента, в конце смены и по мере загрязнения.

Дополнительные меры в период вируса
Все пациенты должны рассматриваться как потенциальные инфекционные пациенты. Соблюдайте гигиенические инструкции, чтобы ни при каких обстоятельствах нельзя было передать инфекцию от одного пациента другому.

Входной температурный контроль

Измерение температуры пациента бесконтактным инфракрасным термометром не займет много времени, при этом покажет высокий уровень заботы о пациенте.
Не забывайте проводить замер температуры персонала и рассказывать об этом пациентам - так они поймут, что это нормальный и постоянный процесс сервиса клиники.
Как сэкономить время пациента, который может быть болен? При записи или напоминании о записи - администратор должен попросить пациента померять свою температуру и отложить посещение клиники, если она выше нормы. Под это должен быть написан скрипт для администратора с максимальной лояльностью к пациенту, чтобы он воспринимал это не как досадное препятствие, а как заботу о нем.

Завершение лечения за один прием
Проговорите с врачами, что в период эпидемии есть большая вероятность, что пациент или его близкие могут заболеть и у клиента не будет возможности посетить клинику для продолжения лечения. Доктор должен предложить такой формат лечения, который позволяет закончить манипуляции за один прием или дает возможность пациенту прервать/перенести на более длительный период повторное посещение врача. При записи на прием администратор должен собрать более детальное описание проблемы пациента, чтобы доктор хотя бы приблизительно понимал масштаб будущего лечения.
Как один из вариантов решения "лечения за один приемом", применяемый в одной из знакомых мне клиник, это удлинение времени посещения врача. Для пациента это небольшой дискомфорт, но у врача появляется дополнительная возможность решить острые вопросы пациента за один прием.

Несколько знакомых клиник стали предлагать пациентам услугу доставки их на такси до клиники и обратно, тем самым уменьшая количество контактов клиента с потенциально зараженными людьми. Как правило пациенты клиники находятся на расстоянии до 1-2 км от клиники (а вы делали такую аналитику?) и стоимость поездки не велика.
ЛАЙФХАК
Гигиена полости рта в период вирусной активности
В период вируса, когда вероятность заражения повышается, дайте пациенту рекомендации о гигиене полости рта - о применении ополаскивателей с повышенным бактерицидным действием и более длительным сроком воздействия, о замене и раздельном хранении зубных щеток дома.
Обратите внимание, что из-за пренебрежения гигиеной полости рта вокруг зубов развивается гингивит. И воспаленная десна может фактически открыть дверь для инфекций непосредственно в кровоток.
Напомните, что после улицы надо прополоскать рот (хлоргекседином, мирамистином, раствором фурацилина, гипертоническим солевым раствором), обработать полость носа спреем мирамистина, хлоргексидина или гипертоническим солевым раствором. В течении дня несколько раз увлажнять слизистые носа и рта физиологическими растворами.
Соберите для пациентов несколько разных наборов для личной гигиены на время эпидемии. Этим вы покажите ему свою заботу и увеличите средний чек клиники (при этом существенно сэкономив пациенту время на самостоятельную покупку всех средств). Самым любимым пациентам подарите набор из travel упаковок (паста и ополаскиватель по 10 ml, складная зубная щетка и т.д.). Это невероятная забота будет видна пациенту каждое утро!
ЛАЙФХАК
Дезинфекция помещений и защитная одежда врача
Помимо стандартных процедур, вводится дезинфекция в кабинете между двумя пациентами. Дополнительной мерой предосторожности является работа доктора в полной защитной одежде. В комнате ожидания нужно обеспечить бОльшее расстояние друг от друга для ожидающих людей и сократить время ожидания до минимума - за счет строгой предварительной записи и проговаривания этого требования администратором при звонке пациенту. Надо скрупулезно объяснять пациенту, что это в целях защиты о его здоровье.

Меры для поддержания иммунитета персонала
Клиника, которая заботиться о своем персонале в период пандемии COVID-19, должна пересмотреть режим нагрузки и отдыха коллектива. Ввести в рацион персонала питание, поддерживающее иммунную систему и включающее продукты, богатые:
  • витамином С (яблоки, гранаты и т.п.);
  • витамином А (рыбий жир);
  • витамином Е (растительные масла)
  • медью (хурма).
Что хотелось бы сказать в заключении
Дорогие врачи и мед персонал клиник! Ваш труд очень важен, ваши знания бесценны.
Помогайте пациенту быть здоровым и не забывайте беречь себя в период пандемии коронавируса. Выполняйте банальные рекомендации: избегайте стрессов и недосыпа, обязательно включите в рацион продукты поддерживающее иммунную систему.
Побольше радуйтесь сами и делайте своих пациентов счастливыми!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ и ВСЕХ ВАМ БЛАГ!
Расскажите друзьям
Хочешь получать новую информацию 1 раз в неделю?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НОВОСТИ